mistika

Недавно на экраны кинотеатров вышла картина «Тени незабытых предков» от украинского режиссера Любомира Левицкого. Просмотрев фильм, хочется поздравить господина Левицкого: его творения вполне соответствует мировым стандартам жанра. Если бы не местный колорит, можно было бы подумать, что этот фильм снят в Голливуде. Для полуживого украинского кинематографа — большое достижение! Наверное, целевая аудитория будет вполне довольна.

Сам жанр молодежного триллера не предусматривает по сути ничего, кроме захватывающего сюжета и красивой «картинки». Требовать от развлекательного кино содержательных глубин бессмысленно. Но все же, это не футбол, а художественный фильм, который так или иначе несет хотя бы минимальное духовную нагрузку. И даже если зритель зашел просто подремать в кинозале, он эту нагрузку воспринимает. Какие же духовные мессиджи содержат «Тени незабытых предков»?

Сразу заметим: в фильме Левицкого побеждает добро. Главный герой также вполне положительный: несколько наивный и смешной студент, против собственной воли столкнулся со злом и победил его благодаря силе любви. Кажется, придраться здесь не к чему. Но чем зло и чем — что самое важное — есть добро в «Тенях незабытых предков»? Тут все проблемы и начинаются.

В основе сюжета лежит история о борьбе людей с демонами. В давние времена население Карпат жила в согласии с лесными духами и горя не знала. Но бездумно вырубая деревья, жадные люди испортили отношения с духами. Духи превратились в демонов и стали убивать людей. Тогда колдуны-мольфары собрались и заключили демонов в магической ловушке — всех, кроме одного. И этот демон всегда дает попытки освободить своих «друзей», а мольфары ему препятствуют. В эту борьбу между демоном и мольфарами и попали наши герои — группа украинских студентов. Большинство из них погибли, но те, что остались, с помощью знахаря смогли уничтожить демона.

mistika

И здесь у нас возникает закономерный вопрос: а где же Бог? А Бога здесь нет! Фактически, действие фильма происходит в некоем языческом универсуме, где силы зла — просто обижены на людей существа. Конфликт людей с демонами НЕ бытийного-экзистенциальный, а … имущественный. Они не поделили с людьми свои лесные угодья, получили пинка и жаждут реванша. Все их царство — от мира сего. Причем в буквальном смысле, хотя иск в хозяйственный суд подавай.

И это еще полбеды. Защитником людей от демонов является вовсе не Церковь, а мольфары. Кроме борьбы с демонами, эти колдуны лечат больных и размышляют о жизни. По их религиозности, фильм не дает прямого ответа. Только в один раз в кадре на мгновение появляется деревянный крест, висящий над дверью в доме знахаря. Правда, над другими дверями в мольфара висит подкова, а лечит он загадочным «цветом папоротника».

Красноречивая деталь с мольфарського быта: один из них опускает в дерево нож и цедит оттуда … молоко. А это — давняя колдовская практика, описанная еще в «Молоте ведьм»! «Стромляючы в стену нож или какой-то другой инструмент, составляя пальцы рук будто для доения этому предмету и восклицая своего демона, ведьмы требуют вет него молока от такой-то коровы, приносит соседу или другому жителю поселка большое количество молока. Черт берет из сосков указанной коровы молоко и приносит его туда, где сидит ведьма »- так описывали этот прием Шпренгер и Крамер в далеком 15 ст. А в 21-м это в деталях экранизировал Левицкий! Зритель, которому мольфаров представляют как народных героев, не станет осуждать их за такой «невинный фокус». И напрасно, потому, как писали Шпренгер и Крамер, такой трюк невозможен без «главного: чествование демона и отрицание веры».