mistika

Телепатия в советское время была не слишком уважаемой. Ее и оккультные науки считали захватом гитлеровской верхушки, тем более, что они противоречили материалистическом взгляда на окружающий мир. Но телепатия отнюдь не запрещалась и использовалась для развлечения зрителей. Для тех, кто выступал с такими номерами, придумали особое название — артисты оригинального жанра. Весьма известным среди целой когорты таких артистов был Вольф Мессинг. Интерес к нему подогревался несколько необычной биографией, иностранным происхождением, таинственным появлением в СССР и прочими атрибутами, которые способствовали необходимой каждому артисту рекламе. О его выступлениях обычно заранее не сообщали, но залы на концертах всегда были полными. Сенсация произошла 1965, когда в журнале «Наука и религия» с июля по ноябрь были опубликованы «мемуары» Мессинга, фрагменты которых также печатались в журнале «Смена» и, что особенно удивительно — в газете «Советская Россия», тогдашнему органе Бюро ЦК КПСС в РСФСР и Совета Министров РСФСР, а также в ряде других изданий. Мы не случайно взяли слово «мемуары» в кавычки. Как оказалось, Вольф Мессинг их писал по очень многим причинам. В первую очередь, из-за плохого знания русского языка, да и писать, как оказалось, было особо не о чем. Но жизнь в такой мистификации оказалось столь длительным, что в последнее время телефильмы, созданные на основе «мемуаров», заполонили экраны в соседней России. Теперь они пришли к нам. На телеканале «1 + 1» демонстрируют российский телесериал «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», снятый по одноименному роману известного кинодраматурга Эдуарда Володарского.

mistika

Сразу отметим, что мы ни в коем случае не посягает на право создателей на художественный вымысел. В конце концов, художественное произведение не является научной публикацией. Ведь никто не станет изучать историю Франции по романам Александра Дюма. В романе о трех мушкетерах достоверным является только фамилия д’Артаньяна и ряд подлинных фактов, например, история с алмазными подвесками. Остальное — не более чем представлено в прекрасной художественной форме переплетение действительных и вымышленных фактов, смещение реальных событий во времени и пространстве. Так же «Война и мир» ценится не по описания боевых сцен, в основном взятых автором из трудов наполеоновского генерала Анри Жомини, весьма популярных в России, а за совершенно другие качества этого бессмертного произведения. Повальное увлечение работами Жомини вызвало едкую эпиграмму героя кампании 1812, партизанского командира Дениса Давыдова:

«Говорят: умней они … Но что слышим от любого? Жомини да Жомини! А об водке — ни полслова! »

В том, что в упомянутом сериале, который вышел на канале «Россия» в ноябре 2009, действие построено на «мемуарах» Мессинга, нет ничего особенного. Правом авторов есть строить свой художественное произведение по своему усмотрению. Проблемы здесь другие. И гораздо более существенные в другом двухсерийном фильме: «Я — Вольф Мессинг» режиссера Николая Викторова, вышедшем несколько раньше, в сентябре того же года, на российском Первом канале. Этот фильм уже есть художественно документальным. Из этого следует, что события, показанные в нем, достоверны, даже если некоторые сцены воспроизведены с помощью игры. Но и в этом фильме, претендующем на документальность, практически все является выдумкой, взятой из тех же «мемуаров». Но сначала о том, чего не должно быть в телесериалах на исторические темы, — большое количество ляпов.

Если взялись делать такие фильмы, то во всем должны воспроизводить если не события, то время, эпоху. Или это какая-то эпидемия, занесенная Голливудом, или пренебрежение к зрителю, которого считают невежественным и непритязательным, или недостаток образования самих создателей фильмов, но при просмотре усиливается раздражение через мелкие и крупные ошибки и несуразности.